Компания «Пенетрон-Сочи»

г. Сочи, ул. Гастелло, 30/3

Часы работы: 8.30-17.00

info@penetron-sochi.ru

Связаться по любым вопросам

0

Гидроизоляция тоннелей и подземных частей зданий

Гидроизоляция тоннелей и подземных частей зданий

Гидроизоляция тоннеля – комплекс работ, обеспечивающих долговечность сооружения, позволяющих соблюсти нормы по герметизации, защите от воздействия влаги. Профессионально выполненные работы исключают намокание стен, не дают воде распространяться по потолочной сфере, сочиться через области примыкания и соединения конструктивных элементов.

Классификация тоннелей

Гидроизоляция необходима всем тоннелям, вне зависимости от типа, в том числе:

  1. Гидротехническим, обеспечивающим корректную работу гидроэлектростанций, мелиоративных сельскохозяйственных систем.
  2. Жилищно-коммунальным, главная функция которых – отвод канализационных, дождевых стоков.
  3. Горным, обеспечивающим эффективную работу транспортной инфраструктуры, стабильное движение автомобилей, железнодорожного подвижного состава.
  4. Подводным, расположенным ниже уровня водоемов, морских проливов и заливов, рек, озер.
  5. Специализированным, предназначенным для прокладки инженерных коммуникаций промышленных предприятий, складских, коммерческих, жилых объектов.
  6. Подземным. Назначение таких инженерных сооружений различно. Они могут использоваться для размещения как инженерных, так и транспортных систем, железнодорожного полотна для метро или обычных поездок, асфальтобетонных дорог.

В зависимости от глубины, тоннели представлены двумя основными категориями, мелкого и крупного заложения. В первом случае предельная глубина составляет 25 метров, во втором – превышает этот показатель.

Возможные дефекты тоннелей

Классификация дефектов тоннелей широка, они могут касаться не только его гидроизоляционного слоя, но и основных конструктивных элементов. Шелушение, растрескивание бетона, коррозия арматуры, просачивание воды, появление рытвин на поверхности – все это требует внимания.

Повреждения гидроизоляционного покрытия обычно связаны с двумя основными причинами:

  1. Ошибки на этапе строительства. Недопустимо использование материалов низкого качества, их укладка без соответствующей подготовки, с нарушениями стандартов и технологий.
  2. Внешние воздействия. Например, гидроизоляционный слой может не выдержать изменившихся условий эксплуатации, если изменения не были предусмотрены на стадии проектирования. Также актуальны техногенные, природные явления, землетрясения, сильные просадки грунта, рост трафика через тоннель, провоцирующий выраженные механические нагрузки.

Выбор материалов для гидроизоляции тоннелей

К материалам, использующимся для восстановления конструктивной прочности, целостности гидроизоляционного слоя тоннеля или другого подземного сооружения, предъявляются особые требования. Например, смеси для конструкционного ремонта, основным компонентом которых является портландцемент, должны обладать следующими характеристиками:

  • минимально допустимая прочность на сжатие – 15 МПа;
  • минимально допустимый показатель адгезии к бетонной основе – 0.8 МПа;
  • способность блокировать развитие ржавчины;
  • минимальная морозостойкость – F100.

Если смесь используется для конструкционного ремонта, направленного на устранение не поверхностных, а структурных дефектов, требования еще выше. Например, адгезия с основанием должна составлять не 0.8, а 1.5 МПа, а морозостойкость – не F100, а F200.

Как уже было отмечено, для достижения высокого качества работы рекомендуется использовать смеси «Скрепа» в версиях М500, М600 и М700, в зависимости от состояния тоннеля, его спецификации, необходимых конечных параметров.Также в процессе окажутся востребованными другие разработки того же производителя:«Пенетрон», «Пенекрит», «Ватерплаг».

Гидроизоляция тоннеля

Порядок работ

Для достижения надлежащего результата, соответствующего отраслевым нормативно-техническим актам, необходимо придерживаться определенной инструкции.

Подготовительный этап: восстановление бетонной основы

Первая стадия –подготовка, предполагающая тщательную очистку основания. На нем не должно быть механических загрязнений, скоплений пыли, следов старого отделочного материала, выщелачивания.

Слабые основания, разрушающиеся при небольшом внешнем воздействии, должны быть удалены, замещены новым прочным слоем. Некоторые дефекты, впрочем, допускают возможность восстановления по одной из следующих методик:

  1. Повреждения типов А1 и А2 – небольшие трещины, ширина раскрытия которых составляет 0.4 миллиметра либо незначительно превышает этот показатель, можно нивелировать при помощи состава «Пенетрон» или «Скрепа М600 Инъекционная».
  2. Повреждения типа Б, достаточно серьезные, однако не провоцирующие обнажения металлических арматурных элементов, устраняются при помощи смеси «Скрепа М700 Конструкционная», которая более устойчива к гидростатическому и механическому давлению.
  3. Дефекты типа Г, при которых фиксируются оголения арматуры, появление на ней ржавчины, требуют применения продуктов «Скрепа» классов М500 и М600.Обязательноудаление коррозии, обработка поврежденных элементов составами, блокирующими ее распространение, либо их замена (при глубокой ржавчине).

Перед нанесением гидроизоляционного состава необходимо обильно увлажнить основание, что улучшит адгезию и исключит риск разрушения защитного слоя из-за слишком быстро высыхания. Для достижения лучшего результата, состав «Пенетрон» наносится в два прохода. Второй слой необходимо наносить на свежий, но уже схватившийся первый слой через 1-2 часа. Перед его нанесением поверхность увлажнить.

В месте проходов коммуникаций, точках, где в тоннель вводятся инженерные системы, трубы или кабели, рекомендована укладка жгута «Пенебар». При взаимодействии с водой технологичный материал увеличивается в объеме, за счет чего полностью блокируется поступление влаги даже при значительном гидростатическом давлении.

Применение составов «Пенетрон» и «Пенекрит» для гидроизоляции тоннелей

Указанные смеси являются базовыми при формировании гидроизоляционного слоя.

«Пенетрон» используется при обработке основных плоскостей, стен и сводов, относится к группе составов глубокого проникновения, формирующих в структуре влагостойкие кристаллы, исключающие напорное, капиллярное распространение воды.Он подходит для тоннелей любого назначения, вплоть до специализированных, расположенных, например, на химических производствах, где высока вероятность воздействия концентрированных кислотных, щелочных растворов, нефтепродуктов. Помимо химической, смесь отличается и биологической стойкостью, блокирует распространение патогенных микроорганизмов, плесени, бактерий, водорослей.

Одна из особенностей «Пенетрона» – способность устранять небольшие повреждения, трещины, раскрывшиеся на ширину до 0.4 миллиметра.

Более выраженные дефекты, зоны стыков и сопряжений конструктивных элементов, требуют и более тщательного подхода. Устранить их можно при помощи смеси «Пенекрит».

Устранение протечек в подземных сооружениях

При необходимости срочного восстановления гидроизоляции, обнаружении протечек следует воспользоваться смесями «Пенеплаг» и «Ватерплаг». Процессы твердения начинаются уже через 1-1.5 минуты после нанесения, а набор максимальной прочности занимает не больше 6 минут, что обеспечивает необходимую эффективность работы.

Практика показывает, что чаще всего ремонт гидроизоляции требуется в следующих ее областях:

  • зоны прилегания основных несущих, строительных конструкций к грунту;
  • соединительные области между соседними элементами сооружениями, блоками, плитами, кольцами.

Особенности ухода

Эффективная гидроизоляция тоннелей предполагает не только использование качественных материалов, строгое соблюдение технологии их нанесения, но и определенный алгоритм ухода. Одно из главных правил – исключение механических и низкотемпературных нагрузок в течение первых трех дней после нанесения материала.

Прочие правила выглядят следующим образом:

  1. При устранении дефектов основания либо его гидроизоляции при помощи смесей «Пенетрон» и «Скрепа» нужно следить, чтобы в течение 3 дней они оставались влажными. Пересыхание приводит к образованию трещин, шелушений и отслоению. Для увлажнения можно периодически распылять воду на поверхность, укрыть ее полиэтиленовой пленкой, чтобы предотвратить интенсивное испарение.
  2. Отделка изолированных поверхностей тоннеля допустима, однако не ранее чем через 3 суток после обработки материалами системы «Пенетрон». Перед нанесением последующих материалов обработанные поверхности рекомендуется очистить механическим способом для улучшения сцепления (адгезии).
Гидроизоляция подземного сооружения

Гидроизоляция тоннелей, выполненная профессионально, в соответствии с инструкциями и нормативно-техническими документами, с применением современных материалов, значительно увеличивает срок службы инженерного сооружения даже при эксплуатации в условиях экстремальных нагрузок.Защитный слой не дает воде проникнуть внутрь ствола, спровоцировать коррозию металлических арматурных элементов или разрывы бетонных структур, вызванные образованием льда.

Вверх